ВОХМА – РАЙСКИЙ УГОЛОК Номинация: «Проза». Тема: «Малая родина в сердце моём»

Краева Тамара Сергеевна (п. Вохма) принимает участие в районном конкурсе творческих работ «Малая родина в сердце моём» и представляет вниманию читателей творческие зарисовки о семейных походах на природу.

Номинация: «Проза»

Тема: «Малая родина в сердце моём»

ВОХМА – РАЙСКИЙ УГОЛОК

Какая же красивая у нас природа! Вот шагаешь по тропинке, которая бежит вдоль  реки, и попадаешь на большую волшебную поляну, которая завораживает. Этот мир цветов и звуков заставляет забыть житейские невзгоды, и наслаждаться этой красотой. Шагаешь дальше и заходишь в удивительный сосновый бор, осторожно ступая по ковру из мха. Дыхание замирает, переполняют чувства и хочется крикнуть: «Благодарю, Господи, за радость великую, за небо, за землю, за лес и эту речку, за то, что я живу в нашей России …

С детства влюбленные в природу – наши леса, реки, мы часто выходные дни проводили то у песчаного берега реки Вохма, то плыли на плоту по Ветлуге, то шли лесной дорогой к маленькой реке Ирдом.Любуясь неторопливым течением воды, наблюдая и удивляясь непрерывной работе муравьев, пчелок, вслушиваясь в пение птиц, наслаждаешься удивительной палитрой жизни.Все это Божье создание вливало в наши молодые души такую радость жизненную энергию, что вся следующая рабочая неделя проходила в воспоминаниях и ожиданиях очередных походов. Чистота и волшебная красота наших чудных уголков природы заставляла и наши души быть чище, следить за своими словами, поступками. Мы с детства чувствовали ответственность за то место, где находились и отдыхали. Осторожно очищали место для костра, не задевая деревья, часто убирали мусор за нерадивыми туристами.

Когда появились дети, они почти сразу стали путешествовать с нами. Вот шагаем всей семьей от Титова – к реке Ирдом. Маше около двух лет, Настя трехмесячная сладко спит в коляске. Лесная чудная дорожка,  и песенка есть: «Лесная дорожка, грибы да морошка, в задумчивый ельник свернула дорожка». И она действительно свернула вдоль реки направо. Когда мы вышли из леса, нам открылась пойма реки, сама же речка не широка, но изгибиста. На одном из таких поворотов мы и остановились.

Июль, хоть и на утыке, но солнце греет и водица теплая. Коляску с Настей – в тенечек, а сами бежим с Машей на песочный бережочек. С радостью накупавшись, готовим обед. Ставим палатку, натягиваем гамак между деревьями. Пообедав, готовимся к рыбалке. Настя удобно лежит в гамаке, с кем-то перекликаясь гуканьем. К вечеру малышку переносим в палатку, так как появляются комары. У рыбаков – первая рыба: ельчики, окуни, голавлики. И вот на костре варится вкусная уха, от запаха которой бегут слюнки. Все вокруг в каком-то трепетном движении, радостном порыве, невероятной гармонии. Мы осознаем себя детьми и, как двухлетняя Маша, веселимся, прыгаем, радуемся этому мгновению жизни.

Сели ужинать, когда солнце уже скатилось к горизонту, и золотило своими лучами легкие волны речки. Звуки изменились и притихли. И мы, убегавшись, накупавшись, сладко засыпаем. В сон нас провожают удивительные вечерние звуки: где-то слышится шум небольшого водопада, встрепенулась перепуганная птица. Неподалеку в лесу слышен скрип дерева, как будто стон, крик болотного кулика, стрекотание кузнечиков, дуновение теплого ветерка, от которого поют листья осины, – всё это душевное блаженство, бальзам для человека.

Вот и наши малыши вдохнут с этим воздухом какое-нибудь творческое начало. Дай Бог, чтобы дети выросли послушными, добрыми, умными и терпеливыми остальное, как говорится, приложится.

Вот и утро. Оно по-своему красиво. Туман, медленно поднимаясь, открывает простор свету. Птицы пробуют голоса, и вот уже все заполнено звуками. Это хвала Творцу за новый начинающийся прекрасный день.

Умывшись, мы весело принимаемся за утренний чай, настоянный на ароматах здешних трав: таволги, зверобоя, смородины.

Чудный был день, и главное – с нами были дети. С грустью покидаем этот уютный уголок, с мечтою еще вернуться сюда.

Через несколько дней пешком идем до Троицы, мама везет коляску с Настей, а папа везет двухлетнюю Машу на велосипеде.

ЮНЫЕ СПАСАТЕЛИ

Когда старшей Маше было шесть лет, а Насте четыре года, они шагали по просторам малой родины, как настоящие туристы. Одежда была специально сшита, на плечах за спиной – рюкзачки. И вот мы шагаем к бывшему ГЭСС. Тропочка идет параллельно реке, повторяя её изгибы. Тропа приводит нас к земляничной поляне, пройдя дальше, попадаем в красивый хоровод ромашек. Остановившись у высокой ели, разбиваем лагерь. Дети рвутся к воде, папа, приготовив удочки, отправляется с девочками на реку. Сварив ужин, иду смотреть на счастливчиков. Рыбалка увлекает и затягивает, ясно, что ужин должен подождать. На удочку пойман маленький пескарь, но радость – огромная.

– Мама смотри, иди к нам, – кричали дети.

Часа полтора пришлось наблюдать и участвовать в этой бурной, полной эмоций, беготне. Наконец, уставшая радостная тройка идет на ужин. С удовольствием «уплетали» все, рассказывая наперебой о своей пойманной «золотой» рыбке. Неторопливо уходил вечер, скатываясь вместе с солнышком за лес, и уступает место сумеркам. Готовимся к ночлегу. Дети вместе с нами носят дрова для костра.

Наблюдая за спокойным пламенем костра и множеством звезд, слушая потрескивание хвороста, дети блаженно засыпают, и у нас начинают закрываться глаза. Утро встречаем ещё туманное, нежное. Дети просыпаются в удивлении от переполнения всего: света, звука, тепла. Новый день – новая радость. Наскоро позавтракав, торопимся к реке. Какое это удивительное дело – рыбалка. Лови то, не зная что. Закидываешь удочку и ждешь, и это удивительная тайна, кого поймаешь. Обязанности четко распределены, кто рыбачит, кто следит за рыбаками, эти две шемелы носятся по берегу и по воде без страха, невзирая на неровности и ямы. Время тоже бежит быстро. Когда пришла пора собираться домой, Маша и Настя приуныли. Аргументы, что дорога длинная и днём будет жарко, не убеждали.

Путь предстоит трудный, нам нужно пройти около 10 километров перелесками, полями и лесами. Выйдя из перелеска на большое поле, мы оказались на тропе, напоминающей стиральную доску. Такой её сделали колхозные коровы, шагая на водопой. Дальше путь преграждала маленькая речушка Пайгинка, которая впадает в реку Вохма. Далее тропа сворачивала в Масленскую поскотину. За ней – поля Малой и Большой Мокруши. И наконец – Вохма. Идти под сенью леса было приятно, и я с удивлением наблюдала картину: впереди шел отец с большим рюкзаком и посохом в руке, за ним – дочь Маша, тоже с рюкзаком. У маленькой Насти из рюкзака торчали сапоги. Девочки, подражая папе, с палками в руках, шли бодрым широким шагом. Идем и наблюдаем вокруг. Все создания Божии находятся при деле. Наклоняемся и разглядываем тружеников муравьев, которые спешат по своим дорожкам, неся груз побольше нашего. Вот жучки удивительной окраски. А вверху – свой мир с прекрасными звуками.

Но вот тропинка из темного леса резко выходит на освещенную солнцем поляну. Мы даже зажмурились, нас обдало жаром июльского дня. Девочки раскисли и захныкали. Я прикладываю все усилия, пою все песни-перепевочки, которые знаю. Но солнце печет, жар донимает, пот выступает, а поляна все тянется и тянется. Пройдя еще порядочно, мы увидели впереди лес, и хотелось скорее спрятаться в него от полуденной жары. Вдруг наш путь преграждает овраг. Боковым зрением я вижу, что из оврага торчит голова. И у меня вырвалось: «Смотрите! Голова с рогами! Наверное, волк кого-то съел!» Девочки притихли. Но дальше произошло непредвиденное: голова, торчащая из глубокого оврага, вдруг пошевелила рогами и посмотрела на нас удивительно большими глазами, на которых появились слезы. Мы были ошеломлены и замерли в каком-то оцепенении. Из ступора нас вывел папа, снимающий с себя рюкзак: «Давайте спасать!»

И вот, как будто отошло в сторону жгучее солнце, жара, а мы видим только страдающее животное. Это была колхозная корова с номером на ухе. Очевидно, попав в сырое месиво оврага, она пыталась выбраться из него, но её засасывало еще сильней. Солнце жарит, а она все бьется, замуровывая себя все ниже и ниже. И вот, в изнеможении животное успокоилось. Солнце испаряет влагу, и коровушка оказывается в цементном плену. Наверху остались только хребет, изъеденный паутами и голова с большими рогами.

При виде такой картины, что происходит с уставшими путниками? Папа побежал в лес, крикнув: «Маша, достань бидон и лейте на корову воду!». Кто с какой тарой мы начали бегать от реки до коровы, чтобы размягчить этот панцирь, эту спрессованную глину. Тут папа несет из леса наскоро сделанную лопату. Мы пытаемся напоить корову и начинаем её откапывать, освобождая задние, а затем передние ноги. Настя принесла ей пучок травы.

И вот животное, почувствовала приближение свободы, собрало все свои силы и рвануло. Ей удалось передними ногами выбраться наружу и, под наши радостные возгласы, она вырывается из ловушки, оказываясь на зеленой траве. Мы неотрывно смотрим на неё, от радости захватывает дух. Коровушка жадно припала к траве и щиплет, и щиплет. Настя нарушает молчание: «Хоть бы сказала спасибо, а она ещё и отвернулась от нас!». Все засмеялись.

И вот мы возвращаемся к действительности. Прошло почти три часа. Мы применили запасные телесные силы, но получили душевную радость.  Не случайно Господь дал нам встретить это животное!

Дети вдруг вспомнили, что они устали, им жарко и захныкали. Мы, быстро преодолев поляну, скрываемся в лесу и валимся под ближайшую ель. Какое блаженство лежать под тенью большого дерева, смотреть на небо с неспешно плывущими облаками и слушать птичьи трели.

Шагать по лесной дороге легче и интереснее. Вот перед нами семейство белых грибов. Освободив грибы от мха, срезаем их. Чудный кустик выглядывает на нас крупными зрелыми ягодами, дальше нас ожидает новое чудо – целая поляна лисичек-сестричек. Так незаметно ягодка за ягодкой пересекаем мы масленскую поскотину и выходим к Малой Мокруше. Солнце снова ловит нас в свои жаркие объятия, силы на исходе, но к счастью до слуха доносится стук закрывающейся двери автомобиля. Папа, выскочив на дорогу, ловит машину, и мы чудным образом оказываемся дома.

Мы, уставшие взрослые, долго приходили в себя, а детская усталость быстро проходит, дети быстро переключаются, и опять они бодрые, готовые в путь.

Мы часто вспоминаем и благодарим Господа за эти семейные путешествия и чудесные мгновения общения с природой.

Фотографии и видеоролик из семейного архива семьи Краевых

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих