Патриотическое воспитание

Что такое патриотизм? 

Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». 

Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием.Патриотизм - понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание своего народа – являются основой системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного строя. Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений, а потому библиотеки придают особое значение вопросам патриотического воспитания.Настоящее методическое пособие призвано оказать помощь библиотекарям в организации массовой работы в данном направлении, содержит методические рекомендации, а также рекомендуемые формы и названия мероприятий, цитаты, пословицы и поговорки о Родине и патриотизме, список сайтов по военно-патриотическому воспитанию.

Методические рекомендации

В одной из своих статей Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры Санкт-Петербургского университета культуры и искусства,  пишет: «Традиционное российское воспитание – это идентичность человека духовным, нравственным, историческим корням своего народа».

В настоящее время, на разных уровнях государственной власти, предпринимаются меры по возрождению системы  патриотического воспитания детей, подростков и молодежи. Учреждениям культуры, в том числе библиотекам, как центрам информации, общения и коммуникации, отводится в ней немаловажная роль.

Работа библиотек по патриотическому воспитанию детей и молодежи – явление естественное и постоянное, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.     

Задачами деятельности библиотек по данному направлению могут стать:

·                   утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотичес­ких ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение прести­жа государственной, особенно военной, службы;

·                   воспитание  у мо­лодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

·                   развитие и совершенствование системы патриотического воспитания молодых граждан с учётом современных условий и потребностей российского общества;

·                   создание условий для воспитания патриотического сознания через изучение истории родного села и опыта старшего поколения.

В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

—     гражданственность;

—     общенациональность в государственном масштабе;

—     приоритет общественно-государственных интересов над личными;

—     лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

—     патриотизм, преданность своему Отечеству;

—     преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

—     самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

—     гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

—     социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.        

Процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению  обществу и государству.

Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.Важнейшими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу; служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.Современные информационные ресурсы позволяют вести работу по гражданско-патриотическому воспитанию во всех этих направлениях. Библиотекари используют широкий круг отечественной художественной и публицистической литературы, кино и видеоматериалы, привлекают школьников к различным видам исследовательской и творческой деятельности, реализуют социально значимые проекты по формированию у детей и подростков чувства патриотизма и любви к Родине. Применяются как малые формы работы  – беседы, встречи, уроки мужества, литературные и музыкальные программы для читателей разного возраста, так и крупные – вечера-встречи с ветеранами, месячники, декады, акции, флеш-мобы, и др.

При проведении мероприятий месячника по военно-патриотическому воспитанию предлагаем использовать такие библиотечные формы работы как:

- Викторины, игры: «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»;

- Конкурсы: «Я только слышал о войне»;

Конкурсы патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»; Литературно-музыкальная композиция: «Я люблю тебя, малая Родина!»

Конкурс чтецов «Дети о войне»;

Конкурс рисунков  «Война глазами детей» (основа данного мероприятия – личное участие в нем каждого ребенка);

«Книжные выставки и детского творчества на военную тематику: «Русская воинская доблесть», «Путь мужества и славы», «Школа мужества», «Защита народа – священный долг», «Гордится Русь богатырями»;

- Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю», «Время выбрало их»;

-  литературно-музыкальный вечер «Многое забудется, такое – никогда»;

- Акции: «Солдатские письма», «Герои живут рядом»,  «От сердца к сердцу»;  «Вахта памяти», можно организовать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; линейки, посвященные памятным датам истории;

-   Уроки мужества: «Отечества славные сыны» выставка, «Два Георгия и победа в Великой Отечественной войне», историко-литературный час, «Золотые звезды земляков» урок патриотизма, час-реквием «Место подвига – Чернобыль», «Подвиг во имя России», «Моя Родина – Россия» урок патриотизма, час информации «Три символа родной державы».

Темы патриотических конференций, например, могут быть такими:

•        «На пыльных тропинках далеких планет» (посвященная космонавтике, юбилеям выдающихся деятелей в этой сфере, развитию отрасли, людям, коллективам, внесшим значительный вклад в дело освоения космоса, обеспечивающим развитие отечественной космонавтики).

•        «Сталинград – это орден Мужества на груди Планеты» (посвященная юбилею Сталинградской битвы).

•        «Поставим памятник деревне» (посвященная вкладу тружеников тыла в дело Победы).

•        «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» (посвященная юбилейному году  Победы).

•        «Героями не рождаются, героями становятся» (посвященная Героям Советского Союза, Социалистического труда, Героям России, знатным людям).

По итогам этих проектов следует издать сборники материалов:

-   «Мы дети и внуки России, мы будем хранить словно клад, традиции наши святые»,

-   «Говорят участники Победы, внуки и правнуки чтят их подвиг»,

-   «Нам жить и помнить»,

-   «Юный патриот»,

-   «Растим патриотов России» и др.

Трансляция  духовных ориентиров и ценностей нашего народа осуществляется, в большей степени через просветительскую деятельность в рамках различных программ и проектов.Как яркий пример можно привести проект «Времён связующая нить» библиотеки «Отечество», который включал комплекс мероприятий, посвящённых изучению истории своей семьи в тесной связи с историей Отечества. Главным мероприятием проекта стал конкурс-марафон «Моя семья в истории моей страны», призванный способствовать сохранению исторической памяти и семейных традиций, духовному и творческому развитию юных омичей. В течение года дети вместе с родителями принимали активное участие  в познавательных, исследовательских, творческих конкурсах: «Родословное древо», «Впиши историю семьи в историю России», «О войне читаем всей семьёй», «Дом, в котором я живу».  Юным читателям марафон наглядно показал, что история  страны  складывается из истории каждой семьи, а судьба семьи неразрывно связана с судьбой России.В этой же библиотеке был реализован историко-патриотического проекта «Имя Победы». Учащиеся 5-9 классов показывали свои знания по истории Отечества и выразили свое отношение к людям, которые прославили нашу Родину своими великими делами и героическими поступками. Проект включал мероприятия:- «На пользу и славу Отечества»: презентация проекта «Имя Победы»;- «Как стать защитником Отечества?»: актуальный разговор с сотрудниками военного комиссариата;- «Слава тебе, Солдат»: патриотические чтения для малышей; - «Это празднует февраль Армии рожденье»: утренник;- блиц-опрос «Кого ты считаешь героем Отечества»;- историко-литературная викторина «О героях своей страны должен знать и я, и ты»;- конкурс мультимедийных презентаций «Пусть поколения знают».Раскрыть сущность понятий «патриот» и «гражданин», помочь проникнуть в глубину духовной жизни народа поможет проект «Моя Россия: История в музыке». Мероприятия проекта способствуют формированию духовных и моральных качеств личности. Идея проекта - показать юным россиянам историю через яркие музыкальные образы. Реализуется через организацию в библиотеке  музыкального салона, встречи в котором  строятся на представлении важных исторических событий, которые нашли отражение в искусстве и литературе. На каждой из таких встреч ребята могут не только услышать классические музыкальные произведения, но и посмотреть репродукции картин русских художников, фрагменты из известных кинофильмов и, конечно, узнать, в каком литературном произведении нашло отражение то,  или иное историческое событие.Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что патриотизм – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы.   Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Например, можно провести читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главная задача мероприятия – помочь ребятам понять и оценить роль и значение романа в русской и мировой культуре.Широкое знакомство с литературой о поэте и его эпохе – все это вместе рождает чувство гордости за Отечество, ее культуру и литературу,  обсуждение книг Б.Акунина позволяет стимулировать интерес юных читателей к Отечественной культуре XIX начала XX века.Готовя мероприятия по отечественной литературе, можно использовать такую форму как:  тейбл-ток (разговор  за столом), свободное обсуждение темы, книги или старинная русская «светская беседа» за чашкой чая (или кофе).Мощный патриотический заряд дает освещение героических событий  битв великой отечественной войны. На примерах литературных и реальных героев библиотекари знакомят пользователей с образцами подлинного мужества, подвигов, любви и благородства.Передать подрастающему поколению гордость за ратные подвиги дедов, сохранить в памяти имена великих героев– такова  цель мероприятий, посвященных юбилеям Победы в великих битвах Великой Отечественной войны, которые проходят в стенах библиотек. Это – встречи поколений, чествование участников сражений, познавательные экскурсии в историю боевой славы, турниры знатоков битв, уроки мужества, литературно-музыкальный дневник воспоминаний свидетелей и участников  битв; устное эсселитературный полигон.Общественная и гражданская позиция личности - одно из немногих качеств, которое стойко формируется в юношеском возрасте и которое оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Нельзя выбрать страну, в которой суждено родиться. Настанет время, когда придется определить свое отношение к ней. И сегодня просто необходимо объяснять юным читателям специфику России, ее место и роль в мировой истории. Этой теме можно посвятить цикл мероприятий:

-       выставка «Россия, которую мы не теряли»;

-       беседа «День Конституции»;

-       юношеский час «Я - гражданин России»;

-       беседа «От древней Руси до новой России».

Особенностью этих мероприятий является то, что они рассказывают молодежи не только об историческом прошлом нашей страны, но и о событиях современности, учат вырабатывать собственную позицию, свое отношение к происходящему, помогают увидеть собственный возможный вклад в историю России.Работа по патриотическому воспитанию охватывает и такую важную ступень социализации личности, как подготовка к службе в армии. Здесь особое значение придается совместной деятельности библиотек, образовательных учреждений и военных организаций. Активное общение допризывной молодежи и военнослужащих многим помогает преодолеть страх перед военной службой, узнать тонкости солдатской жизни. Игровые формы приобщения молодых людей к будущей службе используются многими библиотеками. Мероприятия диалогового характера помогут юношам найти ответы на многие вопросы, например:

-       диспут «Я бы в армию пошел»;

-       час информации «Что такое армия?»;

-       беседа «Вам повестка из военкомата»;

- цикл мероприятий «Как я в армии служил». В целом мероприятия подобной тематики направлены на формирование взгляда на службу в армии, как на свой гражданский долг.Патриотическое и духовное воспитание в библиотеке. В чем его особенность? Какие средства воспитательного воздействия может использовать библиотека? Конечно, в основе форм и методов лежит главное богатство библиотеки – информация. Используя актуальные издания по культуре, искусству и истории России, библиотеки оказывают информационную поддержку деятельности по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, популяризируют тематическое чтение, ведут просветительскую работу.

 

 

Источники

1.      «Если будет Россия, значит, буду я»: методические рекомендации по гражданско- патриотическому воспитанию подрастающего поколения/ Составитель Пяткова С.М.// Курганская областная юношеская библиотека[Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://kurganlib.ru/wp-content/uploads/2013/02/Esli_budet.pdf (17.02.2017).

2.     Башкова Н.Г. «Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках: действенные методы и подходы». Методические рекомендации/  Н.Г. Башкова // Новозыбковская городская централизованная библиотечная система [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://nowbibl.ru/1201-2/ (17.02.2017).

3.     Власенко О. А. Месячник по военно-патриотическому воспитанию/  О. А. Власенко// Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://metodistam.blogspot.ru/2013/01/blog-post_24.html (17.02.2017).Гражданско-патриотическое воспитание в библиотеках Сахалинской области / ред.-сост. Т. М. Ефременко// Сахалинская областная универсальная научная библиотека [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.libsakh.ru/books/v_kopilku/izdanija/Grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_v_bibliotekakh_Sakhalinskoi_oblasti.pdf (17.02.2017).

4.     Кочерыжкина Н.А. Я – гражданин России: опыт реализации просветительской программы. /Н.А. Кочерыжкина// Омская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2009 - 2017. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/Posobiya/dnv/2013/ja_grazhdanin.doc (17.02.2017).

5.     Методические рекомендации по патриотическому воспитанию граждан «Память – надежный щит России»/ сост. Т.Н. Преступко //UVD45. Рефераты [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://uvd45.ru/5-kurs/metodicheskie-rekomendatcii-po-patrioticheskomu-vospitaniiu-grazhdan/6/  (17.02.2017).

6.     Некрасова С.Б. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по патриотическому воспитанию в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы/ С.Б. Некрасова// Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2010 - 2017. – Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/11/otchet-patr-2013.docx (17.02.2017).

7.     Память: Программа патриотического воспитания (2011 – 2013 годы)// Омская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2009 - 2017. – Режим доступа:  http://oubomsk.ru/Posobiya/dnv/2012/pamjat.doc (17.02.2017).

8.     План работы по военно – патриотическому воспитанию на 2010 год// Крестцы. Официальный сайт Крестецкого муниципального района Новгородской области [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2017. – Режим доступа: http://www.kresttsy.ru/node/745 (17.02.2017).

9.     Разумнова В.П. Библиотека – среда сохранения и развития духовных и патриотических традиций /В.П. Разумнова// Омская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2009 - 2017. – Режим доступа:  http://oubomsk.ru/Posobiya/dnv/2013/razumnovatomsk.doc (17.02.2017).

10.                       Филонина З. Ф. Деятельность детской исторической библиотеки «Отечество» в поддержку патриотического и духовно-нравственного  воспитания омской молодёжи/  З. Ф. Филонина//  Омская областная библиотека для детей и юношества [Электронный ресурс] : информ. портал. – Электрон. дан. – Москва, 2009 - 2017. – Режим доступа http://oubomsk.ru/Posobiya/dnv/2012/dejatelnost_detskoj_istoricheskoj_biblioteki.doc (17.02.2017).


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1
2

3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Акция "Время развеять дым"

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ