Финансовая грамотность населения

Методические рекомендации по организации работы по повышению финансовой грамотности населения в общедоступной библиотеке

 

Во исполнение утвержденной губернатором Костромской области «дорожной карты» по реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (утв. Президентом РФ 26 января 2023 г. № Пр-144) в Костромской области в 2023 году, библиотекам необходимо ежемесячно предоставлять сведения о проведенных мероприятиях, направленных на развитие финансовой грамотности населения.

 

В современных условиях, когда расширяется использование финансовых услуг, усложняются привычные и появляются новые, трудные для понимания финансовые инструменты, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. При этом все чаще специалисты отмечают, что в России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести к банкротству, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам. Именно поэтому Министерство финансов РФ с 2011 г. запустило проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее Проект).

Библиотеки как социальный институт – важное звено в системе финансового просвещения населения, потому что являются одним из каналов массового распространения знаний и информации в современном мире, доступных всему населению без ограничения возраста, образования, социального положения, места проживания. Сотрудники библиотек обладают достаточным уровнем подготовки, общей эрудицией, начитанностью и хорошими коммуникативными навыками, применяют разнообразные формы и методы работы с различными категориями населения – от детей дошкольного возраста до пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно библиотеки стали одними из первых площадок для мероприятий по повышению финансовой грамотности. Общедоступные библиотеки обладают определенными базовыми информационными ресурсами и могут быть проводниками финансовых знаний, используя комплексно все доступные средства для проведения просветительских мероприятий:

– книжный фонд библиотеки по экономике и финансам;

– фонд периодических изданий (актуальные материалы по финансовому просвещению публикуются в центральной и региональной прессе);

– просветительские и образовательные ресурсы по финансовой грамотности.

Цели и задачи библиотек по финансовому просвещению:

  • содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам;
  • повышение уровня знаний в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;
  • сбор и предоставление актуальной информации о финансовых продуктах и услугах;
  • содействие формированию финансово грамотного человека, с опытом применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области семейной экономики.

 

Планирование работы по финансовому просвещению

Планирование – необходимое условие успешной работы библиотек по повышению финансовой грамотности и финансовой культуры населения. При составлении планов необходимо учитывать специфику направления и время проведения всероссийских акций.

Всероссийские акции по повышению финансовой грамотности населения:

  • Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи (апрель);
  • Неделя сбережений (октябрь-ноябрь);
  • День финансиста (8 сентября).

Планируя темы мероприятий, можно опираться на основные характеристики финансово грамотного человека:

  • ведет учет собственных доходов и расходов;
  • знает свои права как потребителя финансовых услуг (куда обратиться);
  • избегает избыточной закредитованности;
  • имеет подушку безопасности (на случай непредвиденных обстоятельств, накопления на пенсию);
  • осуществляет рациональный выбор финансовых услуг;
  • распознает признаки финансового мошенничества;
  • умеет находить необходимую финансовую информацию.

 

Планирование работы библиотеки предусматривает создание комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность работы по финансовому просвещению граждан. Возможна разработка комплексных программ, предусматривающих использование разнообразных форм и методов работы с читателями, создание кружков, клубов по интересам. Информационные технологии сегодня позволяют общедоступным библиотекам внедрять и использовать новые инновационные формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения.

В своей деятельности библиотеки имеют возможность объединять информационные и материальные ресурсы других программ и проектов. Планирование работы по финансовому просвещению можно успешно сочетать с планированием деятельности Публичных центров правовой информации библиотек для организации комплексных мероприятий по правовой и социально значимой тематике. Такие актуальные темы финансовой грамотности как защита прав потребителей финансовых услуг, финансовые мошенничества, жилищно-коммунальные услуги (льготы и субсидии), пенсионное обеспечение, налоговая грамотность и другие, как правило, включают вопросы правового характера. При планировании мероприятий не стоит забывать о возможности привлечения специалистов в рамках социального партнерства.

Социальное партнерство играет важную роль в деятельности общедоступных библиотек по финансовому просвещению граждан.

 

Формы и методы работы библиотек по финансовому просвещению

Для обеспечения успешной реализации задач по повышению финансовой грамотности в библиотеках необходимо применять разнообразные традиционные и инновационные формы и методы работы:

  • наглядные (книжно-иллюстративные выставки, информационные памятки, информационные буклеты, уголки финансовой грамотности);
  • устные (беседы, лекции, семинары, консультации, тренинги и др.);
  • интерактивные (деловые игры, викторины, конкурсы, квесты, дискуссии, интерактивные выставки и др.);
  • комплексные (фестивали, акции, недели финансовой грамотности и др.).

Значительная часть информации теперь находится в свободном доступе. С ней можно ознакомиться в Интернете: почитать, послушать в подкастах, посмотреть онлайнлекцию. При работе со школьниками или молодёжной аудиторией целесообразно отказаться от формата «лекция» и «вопрос-ответ» в чистом виде. Спросите себя: «А было бы мне самому интересно принять в этом участие?».

Из наиболее продуктивных методов в целях финансового просвещения можно выделить интерактивные методы. Интерактивность («inter» – взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Практика показывает, что знания, преподнесенные человеку в готовом виде, усваиваются на 50–60%, а то, в чем он принимал непосредственное участие, – на 90%. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные методы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

В библиотеках большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается мероприятий для детей. Насыщены игровыми элементами могут быть викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое.

Сегодня библиотеки выступают как полифункциональные учреждения, вынужденные находить и занимать социокультурные ниши на досуговом и просветительском рынке и брать на себя функции, свойственные другим культурнопросветительным и воспитательным учреждениям. Библиотекам приходится предлагать новые услуги и повышать качество традиционных услуг, осваивать непривычные формы деятельности.

Так, с целью распространения финансовых знаний используются новые форматы мероприятий родом из бизнеса: хакатоны, митапы и воркшопы.

Например, во время Недели финансовой грамотности, проходившей в 2019 г., в разных регионах было проведено сразу несколько хакатонов. Тот, что был организован на базе МГУ им. М. В. Ломоносова, был посвящен личной финансовой безопасности. Участники, студенты ведущих российских вузов, разбившись на команды, должны были обнаружить в интернете недобросовестные предложения финансовых услуг и мошеннические схемы, обобщить информацию о них, описать признаки выявления и способы защиты в небольшой презентации. На всё отводился всего один час. Победила команда геологического факультета МГУ, которая построила итоговую презентацию на трёх примерах — мошенническом сайте «благотворительного фонда», нескольких фишинговых сайтах, которые имитировали «Сбербанк Онлайн», а также недобросовестных объявлениях на сайте Avito.ru. Хакатон — это идеальный формат для разработки креативных идей, командной работы, знакомства с людьми, разделяющими твои интересы, а также возможность быстро обучиться новому, ведь обмен знаниями здесь происходит очень интенсивно.

Если цель заключается в том, чтобы обучающиеся не просто получили представление о проблеме, а усвоили чёткий алгоритм её решения, который буквально можно «взять с собой», необходимо выбирать либо воркшоп, либо мастер-класс.

Формат воркшопа идеально подходит для многих прикладных тем, связанных с финграмотностью, – от онлайн-банкинга до планирования индивидуального бюджета. Так, один из воронежских воркшопов был посвящён теме налогового вычета. Все обсуждения и расчёты во время воркшопа производились на основе конкретных жизненных ситуаций участников события. В свою очередь эксперт подробно объяснял, куда нужно идти, что делать, какие документы следует собрать и до какого числа их необходимо отнести в налоговую службу. В результате участники воркшопа покинули мероприятие, вооружившись точными расчётами и пошаговым списком действий.

 

Формы и методы работы по финансовой грамотности в электронном формате.

Онлайн-просвещение успешно развивается уже несколько лет и широко востребовано. Новый импульс развитию оно получило в 2020 году, в связи с вынужденным уходом библиотек на удаленный режим работы. Использование онлайнформатов дает дополнительные возможности для повышения эффективности информационной и просветительской деятельности в сфере финансовой грамотности, позволяет увеличить охват населения. Многие библиотеки края оперативно освоили и проводили в онлайн формате лекции, встречи, квизы, викторины, конкурсы, флешмобы, демонстрировали презентации, виртуальные выставки, размещали памятки, руководства и подборки полезных ресурсов, создавали просветительские видеоролики.

В данном формате наиболее популярны и востребованы виртуальные выставки, интерактивные плакаты, конкурсы и онлайн-игры.

Цель виртуальной выставки – публичное интернет-представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации по финансовой грамотности. Виртуальная выставка – многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.). Подходы к организации виртуальных выставок разнообразны: от уже ставшей традиционной формы – изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир информации.

Интерактивный плакат – способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на вебресурсы и интернет-документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т. д. В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи информационно-библиографическим отделом Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова был подготовлен интерактивный плакат с материалами по самым актуальным вопросам финансовой грамотности (URL: https://view.genial.ly/606bcb794059b10cf8a6daf3/interactive-image-interactive-image).

Главное достоинство такого плаката - его интерактивность: читатель может знакомиться с информацией в любом удобном для себя порядке и открывать только интересующие его материалы. С помощью интерактивных плакатов можно собрать и обобщить материал по любой теме, создать дайджест публикаций, виртуальную выставку или путешествие.

 

Распространенной и востребованной читателями формой удаленного общения и формирования интереса к темам финансовой грамотности являются всевозможные варианты вопросно-ответных интерактивов: викторины, квесты, кроссворды, тесты. Например, финансовыми консультантами краевой библиотеки была подготовлена викторина «Финансовое поведение литературных героев» (URL:https://forms.gle/MMK4RAdUaaPiYAs68). В последнее время активно набирают популярность квизы – небольшие викторины, которые вовлекают пользователя в игру.

Квиз (с анг. Quiz) – это короткий онлайн-опрос, в конце которого показывается результат. Это интересный и удобный способ взаимодействия с аудиторией, который часто используют для развлечения или обучения. Пользователю должно быть интересно, он не должен устать; оптимальным будет 7-15 вопросов на квиз, не больше. Квиз по финансовой грамотности – это интеллектуальная игра, в которой необходимо проявить свои знания в области финансов. Все формы и методы работы по финансовому просвещению необходимо применять с учетом возрастных и психологических особенностей пользователей. Поскольку эта тема касается каждого, то и работа ведется для всех возрастных категорий, на разные уровни владения информацией, от дошкольников до пенсионеров.


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ